Main pageAbout the Ma.Gr.Ig.Al.CastRepertoireMusicPhoto

Санкт-Петербургский Двойной Дуэт “Ма.Гр.Иг.Ал.”
В составе:

Максим Толстых – балалайка прима
Григорий Воскобойник – контрабас
Игорь Пономаренко – домра альт
Александр Матросов – баян
Арт- директор – Игорь Пономаренко

"…Двойной дуэт “Ма.Гр.Иг.Ал.” создан совсем недавно, в апреле 2000 года. Тем не менее, о нем можно говорить как о вполне сложившемся камерном ансамбле. “Ма.Гр.Иг.Ал.” стал подлинным украшением филармонических собраний “Славянского Базара” в Витебске. Его создатель и руководитель Игорь Пономаренко сумел сплотить музыкантов в один живой организм, отличающийся чувством стиля, интонационной слаженностью, артистизмом. Со вкусом подобранный репертуар программы “Дороги Любви”, включающий редко исполняемую музыку Сати, Форе, Мейербера, Планкетта, Пуленка, оригинальную аранжировку миниатюр Дебюсси, фрагменты опер Бизе и Гуно (прекрасный солист Андрей Славный) привлек внимание любителей музыки, превратив выступление Двойного Дуэта “Ма.Гр.Иг.Ал” в подлинное событие.

Есть все основания предполагать, что “Ма.Гр.Иг.Ал.” со временем по праву станет одним из наиболее своеобразных и оригинальных коллективов, с успехом представляющим высокое искусство, как на лучших концертных эстрадах России, так и за ее пределами…"

Дозорцева Ж.Г.
Заслуженный деятель Искусств России, Академик Международной Академии творчества, Москва.

В петербургской музыкальной жизни произошло событие яркое и неординарное. На театральной сцене появился новый, оригинальный коллектив – Двойной Дуэт “Ма.Гр.Иг.Ал.”, почти “мадригал”, но все же – отнюдь не “стихотворение – комплимент”, как сказано в толковом словаре. Создателем Двойного Дуэта стал солист всемирно известного петербургского ансамбля “Терем-квартет” Игорь Пономаренко. Все участники ансамбля – студенты петербургской консерватории, но будучи студентами все они состоялись как профессиональные музыканты, работающие в различных жанрах инструментальной музыки – симфонической, джазовой, народной, авангардной.

Двойной Дуэт родился 4 апреля 2000 года на сцене Малого драматического театра – “Театра Европы”, принимая участие в вечерах памяти В.Нижинского и Р.Нуриева. 6 апреля ансамбль уже был принят на работу в Государственную концертную организацию “Петербург-концерт”. До окончания сезона подготовил несколько различных программ: две современных оперы А.Чайковского ( совместно с солистами Мариинского театра) “Царь Никита и сорок его дочерей” и “Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери”, которые с успехом прошли на фестивале С.Курехина 15 апреля; мюзикл “Страсти по Каштанке” (спектакль лауреат высшей театральной премии России “Золотая маска” и театральной премии С.Петербурга “Золотой софит”, музыка И.Пономаренко) совместно с Музыкальным театром “Зазеркалье” (первое исполнение после восстановления 31 мая 2000), программу музыки французских композиторов “Дороги любви” (солисты: А.Славный – баритон и И.Иофф – скрипка) – премьера 30 мая на сцене дворца князей Белосельских-Белозерских, программу романсов русских композиторов на стихи А.С.Пушкина совместно с А.Славным – премьера на пушкинском фестивале 6 июня в доме музее А.С.Пушкина на Мойке.

Русская балалайка, домра и баян в сочетании с симфоническим контрабасом неожиданно теряют свою пресловутую “народность”, становясь уникальным и органичным единством. А музыка французского “серебряного века” рожденная звуковым парадоксом Двойного Дуэта, завораживает и опьяняет. Она приобретает дуновение легкой нарочитости, становится похожей на изящную безделушку. На флакон, в котором почему-то цветет покрытая золотом роза. На приклеенную к щеке мушку. Эстетизм. Модерн. Грусть…

В сентябре 2000 записан первый альбом “Сати и Дебюсси, Избранное” для MAZUR MEDIA Gmbh Germany, (презентация состоится 14 декабря на сцене Большого зала петербургской Капеллы) который выйдет в Европе в январе 2001 года.

В текущем сезоне 2000-2001 Двойной Дуэт выпустит несколько новых сольных программ: Моцарт-Россини, совместно с М.Людько – колоратурное сопрано и баритономА.Славным (январь 2001 Смольный собор), популярная музыка для скрипки совместно с солистом Ильей Иофф (март 2001 Малый зал филармонии), Бизе – Щедрин “Кармен-сюита” совместно с ударными будет записана для второго альбома в январе 2001 года для MFZUR MEDIA, премьера состоится в апреле в Рахманиновском зале Московской консерватории, музыка русского кинематографа – ХХ век, и др.

Игорь Пономаренко
домра альт, арт-директор ансамбля

Родился 30 июня 1963 года. В 1989 году закончил ленинградскую консерваторию по классу домры альт, с 1986 по 2000 год солист ансамбля “Терем-квартет”, в его составе участник большого количества международных фестивалей, концертных турне в 40 странах, записи 4 дисков, лауреат Всероссийского и международных конкурсов, премии “Золотой Остап” и др. Ныне студент петербургской Консерватории по классу композиции у Профессора Ю.А.Фалика, автор мюзиклов “Страсти по Каштанке” (Музыкальный театр “Зазеркалье”), “Барышня крестьянка” (театр на Литейном), нескольких камерных сочинений и всех аранжировок для Двойного Дуэта.

“Было бы смешно на наших инструментах играть русскую народную музыку. Хотелось тонкой работы… Ведь в нашем материальном мире всякие ненужные безделушки милее сердцу. И возраст мой близок к этой музыке – “Серебряный век” – это вообще возраст тех, кому за тридцать”.

Григорий Воскобойник
контрабас,

Родился 17 октября 1970 года. Студент 5 курса петербургской консерватории, с 1993 года играет в камерном оркестре “Дивертисмент” под управлением И.Иофф, Санкт-Петербургская Камерата (рук.Сондексис), Симфоническом оркестре петербургской филармонии под управлением Ю.Темирканова, постоянный участник джазовых фестивалей в различных группах с известными джазовыми исполнителями.

“В музыке Сати изощренные гармонии и совсем нет строгости … Она немножко бесполая, эта музыка. И куража в ней нет, в ней есть смех сквозь слезы. Но она моя… И Дебюсси – его музыку можно слушать бесконечно – ровне столько же, сколько смотреть на лунный свет”.

Александр Матросов
баян

Родился 20 марта 1979 года, студент 4 курса петербургской консерватории (класс проф. Шарова О.М.), лауреат международных конкурсов в Париже, Швеции.

“Мы играем музыку, которую народники никогда не играли, Сати для меня – нежность, а Дебюсси – философия , они разные, но рождающие одинаково красочные образы – иногда яркие, иногда размытые…”

Максим Толстых
балалайка

Родился 20 декабря 1979 года, студент 3 курса петербургской консерватории (класс проф.М.И. Сенчурова), дипломант международного конкурса.

“Иногда мне кажется – как это? Сати, Дебюсси и звук моей балалайки… Сати, игравший в кафешках Монмартра, потрясающий примитивист, минималист, всю жизнь менявший свои взгляды на диаметрально противоположные. И моя балалайка – она как раз отсюда”.

Репертуар

  • А.Чайковский - маленькая опера для больших взрослых “Царь Никита и сорок его дочерей” по одноименной сказке А.С.Пушкина (солисты Мариинского театра В.Феленчак – тенор и М.Петренко – бас)
  • А.Чайковский - камерная опера “Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери на стихи А.С.Пушкина (солисты В.Феленчак – тенор и М.Петренко – бас)
  • И.Пономаренко – Городская мистерия “Страсти по Каштанке”, либретто В.Фридмана по повести А.П.Чехова “Каштанка”. (совместно с Детским Музыкальным театром “Зазеркалье”)
  • “Дороги любви” – музыка французских композиторов К.Дебюсси, Э.Сати, Г.Форе, Ф.Пуленка, Р.Планкетта, Ж.Массне, Ш.Гуно и др. (солист А.Славный – баритон).
  • Дж.Бизе – Р.Щедрин – “Кармен сюита” с ударными
  • “Пушкин в музыке” – Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Свиридов, Гречанинов, Даргомыжский, Глазунов, Кюи, Александров и др. (солист А.Славный).
  • Моцарт и Россини (солисты М.Людько – колоратурное сопрано и А.Славный)
  • Популярные произведения для скрипки (солист И.Иофф)
  • Музыка русского кинематографа – ХХ век (солист А.Славный).

"Никакого дурачества и эксцентрики в их выступлениях нет. Это музицирование, сочетающее невероятное с возможным."
Егор Ерохомович Газета "Бизнес& Балтия" 5.12.2001г.

"Ма.Гр.Иг.Ал."
- это своего рода театр, где каждый инструмент - персонаж, а их взаимодействие- спектакль…"
"Петербург на Невском" ноябрь 2001г.

"Бравый коллектив
продолжает и развивает интеллектуально-пародийный стиль, обнимая необъятное и соединяя несоединимое. Им подвластны все жанры инструментальной музыки - симфонической, джазовой, народной,
авангардной, прочей."
Сергей Николаев "Бизнес & Балтия" 8.12.2001г.

"Немножко академично,
немножко смешно, немножко джазово - весна, одним словом."
Анна Ершова "FREE ТАЙМ" март 2002г.

Наиболее интересные концерты

4 апреля 2000
Малый драматический театр Европы, первое выступление
15 апреля 2000
театр Балтийский Дом фестиваль СКИФ, исполнение оперы А.Чайковского "Мотя и Савелий - Моцарт и Сальери"
30 мая 2000
Дворец Белосельских-Белозерских, первый сольный концерт
31 мая 2000
первое исполнение мюзикла "Страсти по Каштанке"
2 июня 2000
ервое выступление в джаз-клубе JFC
6 июня 2000
Дом музей Пушкина
8 июня 2000
Оренбург, фестиваль "Гостиный двор"
29 июня 2000
Москва, театр Содружество на Таганке
5 июля 2000
Белоруссия, Витебск фестиваль "Славянский базар"
26 августа 2000
Костамукша, фестиваль Камерной музыки
13 октября 2000
Александринский театр
30 октября 2000
БДТ, Золотой софит
14 декабря 2000
Академическая Капелла, презентация диска "Сати и Дебюсси"
23 февраля 2001
Смольный собор, Моцарт, Бизе
8 марта 2001
Академическая Капелла, презентация диска "Кармен-сюита"
4 апреля 2001
Новгород, фестиваль Русской музыки
9 мая 2001
Академическая Капелла, Дунаевский
28 октября 2001
Тольятти, фестиваль "Тольяттинская осень"
17 ноября 2001
Академическая Капелла, Бизе, Мусоргский, Пуленк
1 декабря 2001
Малый зал филармонии, конкурс С.Рохманинова
13 декабря 2001
Латвия, Рига, Оперный театр
17 декабря 2001
Эрмитажный театр
3 марта 2002
Малый зал филармонии, Бизе, арии из оперетт
27 марта 2002
Большой зал филармонии, презентация диска "И.Дунаевский"
6 апреля 2002
"Бродячая собака", 2-летие, 100-й концерт

 

Первый CD Двойного Дуэта “Ма.Гр.Иг.Ал.”

Клод Дебюсси и Эрик Сати
"Избранное"

Максим Толстых - балалайка прима
Александр Матросов - баян
Григорий Воскобойник - контрабас
Игорь Пономаренко - домра альт - арт-директор
Андрей Славный -баритон

О чем может поведать лунный свет праздному гуляке? О том, что был когда-то друг, а потом его не стало? Или о давней карусельной пляске под звуки мандолины в честь давно затонувшего собора? Или о птицах, присевших на пути в Мариенбад, что бы спеть маленькому фавну, который живет в лесу Рамбуйе. А, может быть, о нашей нежности и страсти? “О том, что безбрежна нежность, что в нежности безнадежность, древнейшая в ней мятежность и новая каждый раз”? Лунный свет – зыбкий, ненастоящий, призрачный… Но почему-то все, о чем он рассказывает – правда. У стоящего в лунной дорожке рождаются мечты. А когда луна на миг скрывается за тучей, ты одергиваешь себя с усмешкой. Почему? Потому что нет ничего нового под солнцем. И все что есть, было уже раньше. И весь опыт прожитой жизни, не очень долгой, но достаточной для того, чтобы еще чуть-чуть – стать почти взрослым, учит чему-то совсем другому… Чему-то не похожему на лунный свет – материальному, существенному… Но ты вряд ли станешь взрослым. Просто потому что смотришь на луну совсем не так, как другие. И усмешка неожиданно тает в усах. А в случае их отсутствия – в ночном воздухе, пронзенном лунным светом. Петербургский “Ма.Гр.Иг.Ал.”, почти “мадригал”, но все же – отнюдь не “стихотворение-комплимент”, как сказано в толковом словаре. Это музыканты Максим Толстых (балалайка), Григорий Воскобойник (контрабас), Игорь Пономаренко (домра альт) и Александр Матросов (баян). Это Рыба, Рак, Весы и Козерог которые собрались вместе, что бы родиться 4 апреля 2000 года в качестве Двойного Дуэта. Первая программа “Ма.Гр.Иг.Ала”, составленная из произведений французских композиторов Эрика Сати и Клода Дебюсси – это и есть то самое оригинальное ансамблевое музицирование, ради которого солист известного петербургского ансамбля “Терем-квартет” Игорь Пономаренко создавал Двойной Дуэт. Музицирование тонкое, эстетное и … роскошно парадоксальное. Далекое от дурачества, эксцентрики, “сноса” зала. Сочетающее невероятное с возможным. Русская балалайка, домра и баян в сочетании с симфоническим контрабасом неожиданно теряют свою пресловутую “народность”, становясь уникальным и органичным музыкальным единством. А музыка Сати и Дебюсси, музыка французского “серебряного века”, рожденная звуковым парадоксом Двойного Дуэта, завораживает и опьяняет. Она приобретает дуновение легкой нарочитости, становится похожей на изящную безделушку. На флакон, в котором почему-то цветет покрытая золотом роза. На приклеенную к щеке мушку. Эстетизм. Модерн. Грусть… С “Ма.Гр.Иг.Алом” в записи новой программы музыки Сати и Дебюсси принял участие петербургский певец Андрей Славный, известный во всем мире благодаря редкому по красоте и богатству оттенков голосу и сценическому аристократизму.

Счастливое расположение звезд ли тому виной, или одинаково близкое музыкантам творчество галантных французов – но Двойной Дуэт и Одинокое Соло созвучны друг другу настолько, что кажутся пятью пальцами одной ладони. Пятью пальцами, каким-то невероятным образом творящими из ничего волшебное чудо музыки.

Переплетенные вместе затейливым и причудливым узором гармонии, они не очень-то и нуждаются в словах. “Три мелодии без слов” Эрик Сати тому подтверждение. В маленькой жемчужине примитивного композиторского и исполнительского творчества, в лаконичных “ла-ла-ла” есть все, что веками и часто безуспешно облекалось в слова, так и не становясь стихами. Не хватало малого – взмаха крыльев… Или ресниц?

Одинокое Соло и Двойной Дуэт сложили куртуазный мадригал, шагнув в галантную праздность.

Где в “Ноктюрне” Сати стучат звонкие капли дождя, а в его романсе “Дива” сливаются кураж, удивление и лукавство. Где фавн Дебюсси по прихоти Верлена “из тарракоты щурит свой насмешливый глаз”.

И слушая вальс Эрика Сати “Я тебя хочу”, где под шаловливой вкрадчивостью не безоблачность, а прячущаяся тревога, за элегантной небрежностью – севший от страсти голос, в памяти всплывают строки: “И знаешь ведь отлично, что это все – пустяк, да вальсик неприличный не отогнать никак. Поет, поет, вздыхает, фальшивит чуть дыша. Про что поет, не знает… Не знай и ты, душа!”

И возникает иллюзия, что только этот парадоксальный, на первый взгляд, инструментальный состав способен передать мечтательность и задумчивую строгость верленовского акварельного пейзажа души с томно танцующими пленительными масками.

Эти маски кажутся такими знакомыми… Маска, я тебя знаю! Контрабас, балалайка, домра альт, аккордеон.

Игорь Пономаренко, арт директор Двойного Дуэта, выпускник петербургской консерватории по классу домры-альт, ныне студент по классу композиции, в прошлом солист известного ансамбля “Терем-квартет”: “Было бы смешно на наших инструментах играть русскую народную музыку. Хотелось тонкой работы… Ведь в нашем материальном мире такие ненужные безделушки милее сердцу, Сати – он удивительно попадает в стиль. И возраст мой близок к этой музыке – “Серебряный век” – это вообще возраст тех, кому за тридцать”.

Григорий Воскобойник, контрабас, выпускник петербургской консерватории: “В музыке Сати столь изощренные гармонии и совсем нет строгости… Она немножко бесполая, эта музыка. И куража в ней нет, в ней есть смех сквозь… Но она моя… И Дебюсси – его музыку можно слушать бесконечно – ровно столько же, сколько смотреть на лунный свет”.

Максим Толстых, балалайка, 20 лет, студент петербургской консерватории, кафедра струнных народных инструментов: “Иногда мне кажется – как это? Сати, Дебюсси и звук моей балалайки… Сати, игравший в кафешках Монмартра, потрясающий примитивист, минималист, всю жизнь менявший свои взгляды на диаметрально противоположные. И моя балалайка – она как раз отсюда”.

Александр Матросов, баян 21 год, студент четвертого курса петербургской Консерватории, кафедра баяна-аккордеона. 1-е место на конкурсах в Париже и России: “Мы играем музыку, которую народники никогда не играли. Сати для меня – это нежность, а Дебюсси – философия. Сравнивать совсем не хочется, они разные. Но рождающие одинаково красочные образы – иногда яркие, иногда размытые…”

Андрей Славный, баритон. Солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, преподаватель петербургской консерватории по классу камерного пения:

Сати – самый изменчивый человек на свете! Так свидетельствовали современники Сати Эрика Альфреда Лесли (1866-1925) – французского композитора, примитивиста-минималиста, человека противоречий. Он ушел из Парижской Консерватории добровольцем в армию. Вернувшись в Париж, играл на фортепиано в маленьком кафе на Монмартре, где и познакомился с Дебюсси, дружба с которым длилась долгие годы. 19 октября 1889 года на свадьбе Дебюсси и Розалии Тексье ( мадам Дебюсси) свидетелями были Пьер Луис и Эрик Сати.

Сати часто называли человеком противоречий. Он был способен на самые неожиданные поступки, и в творческих декларациях не раз изменял не раз изменял свои взгляды на совершенно противоположные. Страстно поддерживал импрессионизм и вдруг обрушивался на его сторонников, противопоставляя новому направлению искусства четкость, строгость, простоту. Писал оперы и неожиданно увлекся идеей “меблировочной музыки” – музыки сотканной из повседневных звуков окружающей среды. Большинство музыкальных произведений Сати, кажется, сознательно высмеивают претенциозность: своим сочинениям он давал комические названия вроде “Бюрократической сонаты” или “Трех пьес в форме груши”. Он любил мюзик-холл, клоунаду, но вместе с тем он интересовался и вошедшими в то время в моду эзотерическими религиозными культами – розенкрейцерством, спиритуализмом и теософией, - и, может быть именно он познакомил Дебюсси с сектой – иногда именуемой “Жрецы Сиона”, - связанной с элитарным трансцендентализмом. Есть много подтверждений тому, что у Дебюсси были мистические идеи и что он считал себя в некотором роде волшебником и алхимиком от музыки, однако более точно поддается оценке роль, которую играло влияние Сати в дальнейшем отходе Дебюсси от Вагнера. Позднее Сати говорил: “Я объяснял, как необходимо для каждого француза освобождение от вагнеровской авантюры, не соответствующей нашим естественным устремлениям. Я указывал также, что сам никоим образом не являюсь противником Вагнера, но у нас должна быть наша собственная музыка, и без кислой капусты, если можно. Почему бы нам не использовать творческие находки Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и других? Почему выработанные ими приемы не использовать для создания музыки? Нет ничего легче…” Одна идея владела Сати всегда – идея развития французского национального искусства.

Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918) всегда был верен поэзии Верлена, Малларме, Бодлера, Рембо, живописи импрессионистов – атмосфере, в которой создавал свои произведения. “Ты, малыш, отмечен гением”, - заметил маститый Шарль Гуно, когда Академия изящных искусств присудила Дебюсси Римскую премию. А он взял и отправился в Россию, давать уроки детям любительницы музыки баронессы фон Мекк. Имя этой необыкновенной русской женщины связывают преимущественно с именем Чайковского, покровительницей которого она оставалась на протяжении свыше шестнадцати лет, поставив ему единственное условие: никогда не искать личной встречи с ней, несмотря на то что переписка их носила самый интимный характер.

После смерти мужа, горного инженера, она унаследовала большое состояние, которое тратила на свою большую любовь – музыку, путешествие по Европе со своими одиннадцатью детьми и на домашнее трио музыкантов. Согласно договору, Дебюсси должен был провести в ее доме лето в качестве пианиста.

“Два дня назад из Парижа прибыл молодой пианист. Я наняла его на лето давать уроки детям, аккомпанировать пению Юлии и играть в четыре руки со мной. Этот молодой человек хорошо играет, у него блестящая техника. Он еще слишком молод, говорит, что ему двадцать, но выглядит на шестнадцать… Он наслаждается Вашей музыкой”, - писала фон Мекк Чайковскому.

Дебюсси встретился с ней в июле, когда приехал в Россию. Он жил в доме фон Мекков в окрестностях Подольска, пока в сентябре неугомонное семейство не переехало в Москву. Известно, что он сыграл с г-жой фон Мекк большинство произведений Чайковского, переписал несколько песен Бородина и одну из ранних опер Римского-Корсакова, однако он не располагал тогда достаточным временем для глубокого изучения творчества русских композиторов.

С Клодом Дебюсси родился новый тип методики, способный запечатлеть мимолетные настроения, передать утонченные переживания и нюансы чувств.

Оба они - Эрик Сати и Клод Дебюсси – авторы музыки, исполняемой петербургским Двойным Дуэтом “Ма.Гр.Иг.Ал.” и солистом Андреем Славным, такие непохожие друг на друга избранники прихотливого времени были бесконечно близки друг другу. Тонкостью, многогранностью, изысканной чудаковатостью и неподдельной страстностью. Дружеские узы, связывавшие этих двух совершенно разных людей, разорвались только со смертью Дебюсси. Но оба они остались “символом попранной страны прекрасного” (Ромен Ролан).

Ирина Бондаренко

 


Санкт-Петербургский Двойной Дуэт “Ма.Гр.Иг.Ал.”
арт-директор Игорь Пономаренко
Директор - Валерий Овчаренко
Contact detals: phone/fax - 7-812-249-53-63

 
 


Classical Music
of St.Petersburg
Classical music online